Веб-студия Александра Иванова

Веб-студия Александра Иванова
Разделительная полоска

Юзабилити сайта

Еще недавно слово юзабилити являлось лишь красивым и непонятным термином. А сегодня все чаще владельцы веб-сайтов осознают, что с ним связана конкретная и весьма необходимая услуга. Бытует ошибочное мнение, что данное понятие, как и многие другие, пришло к нам с запада.
Однако великий русский язык располагает весьма похожим словом – эргономика, означающим комфортность использования предмета. Между эргономикой и юзабилити имеется одно существенное отличие. Основу первого понятия формирует продукт и его технические характеристики, основу второго – пользователь и процесс взаимодействия с ним.

Юзабилити – что это такое?

Юзабилити – это качественный показатель, используемый для оценки простоты, легкости и функциональности конкретного продукта. Применительно к интернету данный термин подразумевает психологическое и эстетическое удобство при взаимодействии пользователей с сайтами.
Прилагательное качественный в данной формулировке означает, что юзабилити сайта не выражается в количественных показателях, как например, стоимость, кликабельность или коэффициент возврата инвестиций. Другими словами, эта величина не имеет точного значения, исчисляемого в цифрах.
То есть, фактически, это изучение и последующее усовершенствование ресурса, направленное на обеспечение комфортного нахождения на его страничках посетителей и повышение его общего рейтинга.

Ошибки, которые негативно сказываются на популярности сайта

Любой продвинутый пользователь интернета согласится, что если web-сайт красив, обладает изящными линиями, выраженной философской концепцией и увлекательным контентом, но при этом:
• страницы загружаются более 5 секунд;
• навигационное меню организовано нелогично и расположено в неудобном месте;
• непродуманный дизайн, не способствующий правильному восприятию информации;
• большое количество анимированных рекламных баннеров, вызывающих раздражение уже через 30 секунд.

Никто не задержится на таком веб-сайте более минуты и не захочет вернуться снова. Впервые на него попав, посетитель визуально сканирует страницу и пытается разобраться в навигации максимум 40 секунд. При неудачной попытке он просто уходит на другие виртуальные площадки.

Какие цели преследует юзабилити сайта?

Прежде всего, юзабилити должно повышать популярность сайта и удерживать на нем посетителей. Ежедневно создаются тысячи веб-проектов – ультрамодных, удобных, интуитивно понятных и простых в использовании.
И если уже на начальном этапе знакомства с ресурсом посетители сталкиваются с какими-либо трудностями, то это означает о полнейшем его поражении в битве за привлечение целевой аудитории и высокий рейтинг.

Именно поэтому специалисты, занимающиеся повышением удобства работы с сайтом, в первую очередь обязаны изучить его глазами пользователя и приложить максимум усилий для достижения следующих целей:
• эффективность – интерфейс и инструменты веб-сайта должны способствовать максимально быстрому выполнению тех или иных задач;
• удовлетворение – функционал ресурса должен полностью удовлетворять потребностям посетителей;
• запоминаемость – веб-проект должен быть оригинальным и ассоциироваться с чем-то приятным, способствовать к подсознательному откладыванию его в память посетителя.

Почему юзабилити сайта столь важно?

Переоценить значение юзабилити невозможно, особенно в сфере виртуальной коммерции любого формата. Это эргономика и комфорт использования ресурса, которые складываются из структуры, навигации и внешнего вида страниц.
Пользовательский рейтинг сайта напрямую зависит от его удобства. Поведенческая реакция человека практически всегда однозначна: он не изучает инструкции и не тратит время на выяснение функциональности интерфейса.
Веб-проекты, созданные или усовершенствованные с учетом юзабилити, отличаются комфортным восприятием контента и интуитивной навигацией. Посетитель никогда не заблудится на таких ресурсах и в считанные секунды отыщет необходимую для себя информацию. После проведения мероприятий по улучшению юзабилити, сайт становится полноценным и эффективным рекламным инструментом.

Основные правила юзабилити сайта:

1. Удобная навигация.
Людям нравится ясность и четкость. Они лучше ориентируются на страницах, где основные элементы ресурса и меню размещены на привычных местах.

2. Бесперебойная работа.
Необходимо постоянно тестировать веб-сайт на наличие внутренних ошибок и стараться быстро устранять их. Иногда даже мелкая техническая неисправность способна испортить сайт с прекрасной структурой и красивым дизайном.

3. Качественный контент.
Интересные, структурированные, уникальные и грамотно написанные статьи, дополненные графическими изображениями – что может быть лучше? При этом контент должен соответствовать тематике проекта, быть ориентированным в первую очередь на людей, а уже потом на роботов поисковых систем.

4. Продуманный дизайн.
Посетители не задерживаются на страничках, для оформления которых использованы слишком вычурные шрифты, блеклые и унылые цвета. Также не рекомендуется перегружать страницы большим количеством анимированных элементов (выпрыгивающих, плавающих, выпадающих). Кроме того следует учитывать то, что в настоящее время большая часть посетителей (до 70%) будут просматривать сайт на небольших экранах своих мобильных устройств. Поэтому излишества в дизайне - только навредят.
Юзабилити сайта